НОД "Изготовление пого"

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Изготовление поғо»
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе изготовления хакасского женского украшения поuо.
Задачи:
1.      Создавать условия для обогащения словарного запаса детей на хакасском языке (познавательное развитие);
2.      Обеспечить условия для закрепления навыков работы по плану (познавательное развитие);
3.      Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
4.      Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);
5.      Создавать условия для побуждения детей к речевой активности на русском и хакасском языках (речевое развитие);
6.      Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).
Организация детских видов деятельности:
1.      общение ребенка со взрослым;
2.      общение ребенка со сверстниками;
3.      практическая  деятельность.

Предварительная работа:
1. Беседы о семье;
2. Составление рассказов о своей маме;
3. Чтение художественных произведений;
4. Выставка детских работ “Портрет моей мамы”;
5. Прослушивание песни “Ixенiң часказы”, разучивние песни “Ууxа”.

Материал:  музыкальная шкатулка, музыкальный центр, кукла Айселии,сердце из бумаги, пуговицы, пайетки, бисер,влажные салфетки, поuо, песня “Ixенiң часказы.


Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности
Организация рабочего пространства
Деятельность взрослого
Деятельность детей
Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Около стула стоит музыкальная шкатулка.
Воспитатель не обращает внимания на шкатулку.
Олuаннар, изеннер! Салааларнаң изенезелер! (пальчиковая гимнастика)
Дети встают в круг.
Приветсвуют друг друга.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности



Чахсы! Настроение у меня сегодня очень хорошее. А у вас? Поделимся хорошим настроением со всеми через улыбку.Кÿленебзелер .

Ответы детей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.



 Раздается звук
Что это такое? Нимедер ол, олuаннар?  Орта, хыйuаxахтар, пу саңныu сундух полча.

Предположения детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.


 Раздается музыка.
Воспитатель открывает шкатулку. Звучит музыка. Закрывает шкатулку, песня прекращает играть.
Хайдаu сiлiг сарын. Истелер! Какая красивая музыка! Послушаем?

Музыкальный руководитель:
Ребята, какое настроение у музыки? Какой характер?Что хочется делать под эту музыку?
А кто может петь под такую музыку? Какие движения вам хочется делать под эту музыку?

Эта песня называется “Ixенiң часказы”- “Мамино счастье”.А мамино счастье -  это ее ребенок, и она всю ночь оберегает его сон. Ixенiң часказы - ол аның палазы.

Воспитатель.
Ixе. Ixе.- ол пiстiң уuаа чаuын паза хынuан кiзi.
Мама - сколько тепла, ласки носит это слово, этим словом называют самого родного, близкого человека.
Мама-это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки.
Мама учит нас быть честными и смелыми, дает советы, заботится о нас, оберегает.
Мама всегда хочет, чтобы дети выросли здоровыми, умными, добрыми, вежливыми.
Есть праздник посвященный нашим мамам. Как он называется?

Воспиатель берет цветок.
Я хочу немного рассказать вам о своей маме. Минiң ixемнiң ады Валентина Ерефеевна. Ол кÿлiмзрек. (Она улыбчивая).
Воспиатель передает сердце ребенку.
Синiң  ixеңнең ады хайди?

Чахсы.Хыйuаxахтар! Ребята, ixе - мама нужна и важна для каждого человека! Ведь и у наших мам тоже есть мамы.Мамина мама кто для вас?
 А на хакасском языке? Ууxа - бабушка , она какая? Вы знаете песню “Ууxа”. Тураңар! Сарналар!
Не только у людей есть мамы -ixе, но и у животных и птиц тоже есть мамы - ixе. Амды ойын “Саасхан ойнабзалар”
Игра “Саасхан”
Саасхан, саасхан, чохтап пир,
Саасхан, саасхан, кöзiт пир, хайди аба чöрче?
Саасхан, саасхан, чохтап пир,
Саасхан, саасхан, кöзiт пир, хайди тÿлгÿчöрче?
Саасхан, саасхан, чохтап пир,
Саасхан, саасхан, кöзiт пир, хайди хозан чöрче?





Прослушивание песни.



Ответы детей
Предположения детей (песня спокойная, певучая, нежная, ласковая, )
Дети показывают движения (движения качания колыбели, укачывания ребенка))














Ответы детей (День матери)



Дети передают друг другу цветок и рассказывают освоей маме.(Минiң ixемнiң ады.... Ол...)



Ответы детей




Дети поют песню “Ууxа”




Дети ходят по кругу и выполняют движения под игру.




Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
















Условия для выражения детьми своих мыслей.





Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.





Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Основная часть
Во время игры незаметно появляется кукла Аселии
Музыкальный руководитель
Ребята, сегодня ко мне пришла Айселии и рассказала такую историю. У ее мамы Азарики было поuо. А вы знаете, что такое поuо?  Орта. Хыйuаxахтар! Но, это не только украшение, но и оберег. от несчастий и злых духов.  Поuо часто встречается в форме круга, сердца (любовь) говорит о добром, широком сердце. Обшивали перламутровыми пуговицами, кораллами, бисером По нижнему краю пускалась бахрома из бисера с мелкими серебряными монетками на концах, которые отпугивали нечистую силу своим чистым звуком.
Мама Айселии распустила свое большое поuо и из него сделала три маленьких поuо для своих дочерей.  (показывыает детям поuо, которое наполовину распущено) а теперь Айселии переживает, что ее мама остлась без защиты (оберега).
Воспитатель.
Ребята, как же так? Что же делать? Хайди полxаң, олuаннар?




Ответы детей(поuо - это женское украшение)


















Ответы детей.(надо оказать помощь Айселии)
Предположения детей( дополнить в поuо недостающие орнаменты)


.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
























Условия для выражения детьми своих мыслей.




На столах находятс пайетки, пуговицы,  бисер, поuо.
Как вы думаете, что необходимо сделать сначала, что потом?
Дети подходят к столу, рассматриваюр разные поuо,затем приступают к работе,обсуждают , из чего делать поuо, распределяют, кто что будет делать.
Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.
Условия для принятия детьми решения.



Негромко звучит музыка «Ixенiң часказы»
Воспитатель наблюдает и помогает.

Дети работают
Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Завершение

Какое красивое поuо получилось. Теперь у мамы Айселии снова есть ее оберег, который будет защищать ее отзлых духов.

Анымxох, Айселии!
Отдают украшение Айселии. Прощаются с ней.


Анымxох!
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.











О ком сегодня мы с вами говорили?
Сложно было делать поuо?
Что мы сначала сделали?
Что потом?

Встанем сейчас в круг и возьмемся за руки. Сейчас по кругу от меня пойдёт «тепло», я с закрытыми глазами легонько пожму своему соседу руку, он – следующему, и так по кругу. Всем спасибо!
Ответы детей





Встают в круг
Условия для выражения детьми своих мыслей.





1 комментарий:

Обо мне

Моя фотография
Меня зовут Надежда Владиславовна. Я – воспитатель. Каждый день детей связан с детским садом. Радостные и грустные, спокойные и печальные, мы всегда рядом с ними. Мы, воспитатели, вводим ребят в интересную и счастливую жизнь. Отправляемся вместе с ними на поиски чудес, угадываем, чего они хотят, что их тревожит и заботит. Помогаем научить их отличать хорошее от плохого, воспитать в них доброту, милосердие, трудолюбие, вырастить их достойными людьми. Быть воспитателем – искусство многогранное и сложное. В разных ситуациях воспитателю приходится выступать в разных ролях, он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и друг по игре, и близкий человек, который все поймет и выручит в трудную минуту