Юрта - жилище хакасов

ЮРТА – ЖИЛИЩЕ  ХАКАСОВ


  Жилища хакасов были разнотипными. Местные климатические условия, характер образа жизни оказывали существенное влияние на жилищные условия постройки хакасов.
  Юрты (кирткен иб - агас иб)  были шести-, восьми-, десяти-, двенадцатиугольные.  Пол был земляной, земля священна, его не покрывали. Отличительная особенность  хакасского дома: окнами всегда ориентирован на юг, дверь - с северной стороны.
  Юрта делилась на две половины. Правая от входа считалась женской, на этой стороне находились предметы домашней кухни. Здесь было рабочее место хозяйки. Левая сторона была мужской. Здесь сосредотачивались предметы хозяйского значения, которыми пользовались мужчины.
  Вокруг стен поставлены в  два ряда сундуки, обтянутые сафьяном разных цветов, окованные в решетку белым железом. Здесь ставился стол, около него стояли стулья. Около этого стола для принятия пищи членами семьи ставился небольшой столик на низких ножках (чир стол), который помещался на женской половине юрты.
  На стенах в мужской части висели ножи, кинжалы, лук. В стеллажах хранились наконечники, стрелы, древние писаницы с рисунками.
  Ближе к дивану  стояли на полках фарфоровые чашки, чайники, медная чистая посуда,  самовары. В стеллажах хранились   глиняные горшки. Горшки были с острым плоским дном. В глиняных горшках наши предки хранили продукты, пищу. Горшком с острым дном пользовались охотники, рыболовы. Такой сосуд легко устанавливался в неглубокой ямке, вокруг него разводился костер.
  Использовалась деревянная, берестяная посуда.
  Посреди юрты, на площадке, сложенной из дикого камня, находится очаг и железный, круглый, о четырех ножках таган, а дым от очага выходит через отверстие в центре юрты. Дымоход – выход к богу, космосу. Все пространство между костром и сундуками покрыто кошмами, коврами и сафьяновыми подушками.
  Хакасская юрта в социальном отношении делилась на почетную и непочетную части. Пространство от входной двери до очага – низ огня считалось непочетным местом. Противоположная сторона  за очагом, от пазы – глава огня, являлась почетной. В переднем углу устанавливался столик, за которым обычно сидел хозяин юрты и уважаемые гости.
  Хакасы никогда не здоровались через порог, а входя в дом, снимали головной убор и никогда не подавали руки для приветствия. Нельзя наступать на порог. Будешь стоять в дверном проеме, то порог проклянет, а беда коснется твоей семьи. Ребенок, сидящий на пороге, не растет, а у взрослого болит поясница.
  Юрта и вся мебель приобретались на средства мужа, его родни. Все внутреннее убранство, утварь – из приданого жены. Она привозила  5, 7, 9 сундуков добра и ковры.
  Веник нельзя передавать в руки другого хозяина, иначе они станут врагами. Верхнюю часть веника   нельзя отрубать, иначе невозможно бороться против нечистых сил и болезней. При переезде в новую юрту старый веник  забирали с собой.
Перед юртой устанавливалась коновязь высотой 1,5–2 метра. Ее нельзя срубать или сжигать, иначе потеряешь счастье.  Коновязь сгнила – клали на крышу юрты, чтобы люди не наступали на нее ногами.
Литература
1. Султреков С. Н. Родная Хакасия. -  Абакан, 1995.

2. Кызласов Л. Р.  Древняя и  средневековая история Южной Сибири. - Абакан, 1991.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
Меня зовут Надежда Владиславовна. Я – воспитатель. Каждый день детей связан с детским садом. Радостные и грустные, спокойные и печальные, мы всегда рядом с ними. Мы, воспитатели, вводим ребят в интересную и счастливую жизнь. Отправляемся вместе с ними на поиски чудес, угадываем, чего они хотят, что их тревожит и заботит. Помогаем научить их отличать хорошее от плохого, воспитать в них доброту, милосердие, трудолюбие, вырастить их достойными людьми. Быть воспитателем – искусство многогранное и сложное. В разных ситуациях воспитателю приходится выступать в разных ролях, он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и друг по игре, и близкий человек, который все поймет и выручит в трудную минуту