Мифы и легенды


ЛЕГЕНДА    ОБ   АБАКАНЕ
   Когда земля создавалась и звезды рождались, говорят, что была белая скала с шестью уступами, которая светилась и переливалась. В тихую облачную погоду облака окутывали ее. Говорят, что хозяином этой  горы и народа, что там проживал, был могучий, прекрасный богатырь Абакан, который скакал на шестисаженном белом коне. У него была прекрасная дочь – богатырка Алтын-Арыг. На другой стороне жил богатырь Котей Пулух, злой и коварный хан, и задумал он погубить доброго богатыря Абакана и захватить все его владения. Но в открытую драться он не решался, чувствовал, что Абакан сильнее. Вот однажды, когда Абакан отдыхал на горе Изых, Котей Пулух пустил стрелу в спящего богатыря, но Абакан услышал свист стрелы и вскочил, спрыгнул вниз, но вторая стрела поразила его в самое сердце, упал он, обливаясь кровью, и тут же умер. Говорят, что где кровь растеклась, расцвели цветы необычные, яркие.
                                       
ЛЕГЕНДА  О  РЕКЕ  АБАКАН
В древности Абакан звали  Алаирт. На берегу его жил  могучий, как гора  Тырдан, хан Аба-Каил, что значит медведь-хан, медведь-кровь. Аба-Каил на коне своем богатырском перескакивал вершину, а однажды конь оступился, задние копыта соскользнули с камня. И конь, и всадник упали в реку. Река с тех пор зовется Аба-каил, сокращенно Абакан.
             А. Зябрев. «Отзовись, мое завтра». – Красноярск, 1976. - С. 79.


ЛЕГЕНДА  ОБ  ЕНИСЕЕ,  ЕГО  ИСТОКАХ
Енисей течет в самом начале с востока на запад, после Уюкского хребта  почти сразу поворачивает на север, поджимается к Хемчикскому хребту. Дальше, набирая лавинную силу, река распарывает хребты: Араданский, Джебосенский, Борус. В предании говорится так.
  В горах Одугена был владыка по имени Бель,  росло у него шестнадцать сыновей. Послал он сыновей в дальние земли посмотреть, что там. Пошли они, а на пути такие высокие горы, что перейти через них невозможно. Стали сыновья спорить, кому разрубать эти горы. Спорили, спорили, да так и не договорились. «Разрубайте же все вместе!» – вскричал в гневе подошедший отец и превратил всех сыновей в реку, назвал ее Бий-Хемом, и эта-то река распилила часть гор, потом с юга подошла на помощь другая река – Каа-Хем, и, слившись вместе, они разрубили главный Саянский камень.
 Перед выходом   Енисея в степь на правом берегу две деревни – Сизая и Голубая, на левом берегу – поселок Майна.
  Про Голубую речку: «Шла по горам девица с навесками на шее, камешки в навеске все как осколочки с неба, оборвалась нитка, камешки просыпались в воду. Девушка запечалилась. Да потом видит, что вода вся от ее камешков поголубела, как бы вся речка ожерельем  вышла для большой горы. Девушка перестала печалиться…»
                  А. Зябрев. «Отзовись, мое завтра». – Красноярск,  1976. - С. 137-138.

ЛЕГЕНДА  ОЗЕРА АЛТАНКУЛЬ – ЗОЛОТОЕ ОЗЕРО
В голодный год один бай за кусок золота величиной с конскую голову не смог получить даже чашку зерна и с горя бросил золото в озеро.
 
ГОРА  ТЮЛЬГУ-ТИГЕЙ  ЛИСЬЯ  ВЕРШИНА
Женщина в свадебной лисьей шапке верхом на лошади гонялась здесь за холостым парнем  и женила его на себе.



ГОРА    МАНА-ТУГАН     РОДИЛЬНАЯ  ГОРА  МАНЫ
                                         (верховья  реки  Абакан)
Женщина Мана во время угона  хакасов в 1703 г. в Джунгарию спряталась здесь и родила двух сыновей: Сыгда и Сыбы, ставших народными героями. Гора  Сыхпа – «не входи» названа так потому, что во время сражения с монгольским ханом Сыгда и Сыбы крикнули: «Не входи! Погибнешь!»  – и хан отступил.  
Газета «Хакасия», 25.05.1995.

ГОРА  (СОПКА)   МАНАШКА
                                                         (Таштып)
Долгие годы жил на этой горе монах.  Он вел уединенный образ жизни, в окружении икон проводил время в молитвах. Иногда он спускался и приходил в село, где его тепло встречали селяне, помогали кто чем мог. Но нашелся душегуб, который убил его (а по другой версии – он умер сам). Давно нет монаха, а память  людская оставила о нем след в названии горы.
 Газета «Под знаменем Ленина», 21.06.1992.

ЛЕГЕНДА  О  ДЕВУШКЕ  МАНАК
Жил бай Торта. Это был молодой, сильный, красивый, черноволосый человек. Была девушка, звали  ее Манак. Она была очень хороша собой: тонка, как березка, белолица, с каштановыми волосами, собранными в десять косичек. Бай Торта решил жениться на ней. Ни у кого не спросил  совета, так как был очень гордым и себялюбивым человеком. Свадьба была ханская, и гуляли на ней жители всех ближайших аулов. Скачки, игра на  чатхане, горловое пение – все это длилось семь дней. Было выпито много араки и съедено много мяса. На десятый день после окончания тоя молодая жена не поднялась с постели, не улыбнулась мужу, не поприветствовала свекра и свекровь. Призвали шамана, и шаман Кака объявил: «Манак оставила нас. Ее взяли духи». Какое горе обрушилось на молодого мужа и на весь аул. И опять был пышный той, почти такой же, как и свадебный, ведь у человека бывает в жизни три тоя: первый – когда он родится, второй – когда он женится, третий – когда умрет. После тоя похоронили Манак. Но не все гости тоя пришли посочувствовать, кое-кто присматривал, какие украшения и одежды на молодой женщине в гробу. И когда ее похоронили, этим людям не терпелось побыстрее добраться до золота. И вот несколько ночей спустя они пришли на кладбище и стали копать, хотя ночь была лунная, но даже это их не остановило. А Манак лежала и все это слышала. Дело в том, что она не умерла, а уснула и не могла проснуться. Она слышала все разговоры, когда была еще дома, но не могла открыть глаз и вымолвить хоть слово. Она поняла, что ее ждет, но ничего не могла изменить. А сейчас, когда она услышала голоса наверху, она подумала, что это любимый муж понял, что она  не умерла, и пришел за ней. Она попробовала крикнуть один раз, затем другой, но звук застрял где-то в груди. А потом она подумала, что своим криком можно спугнуть спасителей, и она не стала больше пытаться кричать. Но когда она стала различать голоса, то поняла, что это не муж, так  как один голос был писклявый, а другой грубый. Когда воры открыли крышку, она выскочила, чем их очень напугала, и быстрее похитителей выбралась из ямы. Манак отправилась к дому, хотя понимала, что ее примут за злого духа и не признают.  Подойдя к дому, она увидела простолюдинку Манит и решила, что она ее спасет. Манит доила корову. Манак встала к стене и начала рассказывать Манит, что с ней случилось.  Сначала не поверили, что Манак жива, но потом призвали шамана. Он изгонял долго злого духа, и в конце концов поверили. А грабителей нашли и щедро наградили за то, что они спасли Манак.
     Газета «Хакасия»,  18.05.1995.

                                     



ЛЕГЕНДА  ОБ  ИНЕЙ  И  АПСАХ
(Аскизский район)

Давным-давно с верховьев реки Томь  шли со своими детьми Иней (праматерь) и Апсах (праотец).  Придя в долину Кюг, стали спорить, где остановиться, спорили-спорили, но так и не пришли к согласию. В гневе оттолкнула Иней старика так сильно, что перелетел он через реку Аскиз и окаменел на вершине Аар-тага (Почитаемой горы). Иней запечалилась, отошла в сторонку, присела отдохнуть и тоже стала камнем, А место, где старики ссорились, их дети отметили камнем Ах-тас.
 Иней-тас является духом-покровителем стад  и скотоводства. Делали фигурки лошадей, коз и коров  (фигурки из камня) и ставили.  Если фигурки стояли, значит,  все хорошо, а если падали, считалось, что  это плохая примета.
 Каменная бабушка (Казановка,  Аскизский район), или бабушка-скала, является родовой  горой Майнагашевых. Возле нее совершали дорожный обряд «сек-сек». Скалу взорвали в 1956–1962 гг. (точная  дата неизвестна).
  Иней – мать-прародительница, поддерживающая жизнь своих детей.
Иней-тас – гора (женщина).
Апсах-тас – гора, напоминающая фигуру старика.
Ах-тас – стела из светлого гранита, считается, что она обладает целительными свойствами.
              Газета «Взгляд», 17.02.2000.


ЛЕГЕНДА  О  ГОРЕ  ЧАЛПАН
(Таштыпский  район,  г.  Абаза)

Был молодой охотник по имени Чалпан. Поселился он в этих местах. Это был очень удачливый охотник. Он охотился на белку, соболя  и выгодно сбывал свой товар.
  Жил в этих местах бай. Была у него красавица дочь. Она была очень развита, смела, умело управляла лошадью. Звали ее Курлукан.
Однажды был праздник, на котором была Курлукан и был Чалпан. Они там встретились, познакомились, принимали участие в конных состязаниях. Они полюбили друг друга, стали встречаться,  и Чалпан захотел жениться на Курлукан. Она была согласна, но сказала, что это дело надо решать с отцом. Чалпан отправился к отцу девушки. Отец девушки сказал, что он хороший охотник и должен принести полную торбу пушнины. Чалпан отправился осенью на охоту, к весне вернулся с полной торбой ценного меха, выделал его и принес отцу невесты. Но тому этого было мало,  и он сказал: «Нет! Принеси торбу золота, тогда поговорим». Чалпан,  расстроенный, отправился в горы, где встретил доброго духа горы. (Это может быть Анзас).  Дух поинтересовался, почему юноша такой печальный.  Молодой человек рассказал духу обо всем. Дух успокоил его, сказал, что поможет, что Чалпан найдет столько золота, сколько сможет унести. Чалпан действительно нашел такой ручей, где он набрал полную торбу золота, и к осени вернулся. Бай не захотел отдавать ему свою дочь. Он пригласил шамана и стал просить его помочь обмануть охотника. Шаман сделал такой отвар, выпив который Курлукан заснула  крепко и надолго. Чалпан пришел за ответом, а бай сказал, что не могут разбудить дочь. А шаман сказал, что девушка проснется, если Чалпан прыгнет со скалы вниз. Он пришел на гору и бросился вниз. Но, долетев до первого уступа, он превратился  в сокола и закричал: «Курлук-курлук!»  (как бы звал свою невесту), он улетел. Девушка, очнувшись и узнав правду, пошла к реке Абакан.  Она села на берег, вода перед ней расступилась, девушка ступила туда, вода сомкнулась над ней, и больше никто ее не видел.
                                  ЛЕГЕНДА  ГОРЫ  АЛДАШ  (АЛА-ТАС)
                                               (на реке Машур)

Алдаш – Ала-тас – Алый камень.
Легенда рассказывает, что жил возле этой горы народ и среди него  жили два брата. Старшего звали Халтуйгах (по другой версии – Копыто), он был умный, и ему отдавал  предпочтение народ. Второго, младшего, звали Халчанмиса (Мишай). Он был очень сильный, но немного слабоват умом, но он очень любил свой народ. А народ выбрал вождем старшего брата. Однажды старший брат с женой отправился на работу в поле, а младшему наказал следить за домом и маленьким сыном, единственным  наследником. Ребенок все время плакал, и младший брат не мог  усыпить его. Наконец он прижал его левой рукой к себе и постучал три раза указательным пальцем по лбу, приговаривая: «Спи, спи, тебе пора спать». Ребенок и уснул. Когда пришел брат с женой, то младший обо всем рассказал. Они бросились к  ребенку, а он был мертв, с дыркой во лбу, так как младший брат, когда стукал ему по лбу, не рассчитал свою силу. Старший брат решил убить его в открытую, однако побоялся, так как тот был сильнее. Однажды старший накалил камень (калил три дня)  докрасна, младшему сказал, что злой дух будет спускаться с горы и уничтожит весь народ и нужно спасти народ. Он скатил камень в руки младшего, и тот держал камень, пока сам не обуглился.
          Газета «Земля Таштыпская»,   01.11.2003.

                       СКАЗКА   «ИЛИГ   КЮЛЬ»    (Пятьдесят   озер)
Раньше девушек выдавали рано, еще подростками. Родители мальчика и девочки, когда они еще были детьми, заранее договаривались поженить их, когда подрастут. Перед замужеством девушку возили погостить к ее будущим родственникам, чтобы они пригляделись друг к другу. Сопровождали ее сверстники и девушки постарше.
    Однажды одну девушку-невесту в сопровождении пятидесяти девиц отправили из одного аала в другой. Был жаркий день. По дороге они остановились, чтобы искупаться в озере. Вдруг поднялся  ураганный ветер. Девушки не успели выйти, как всех захлестнуло волнами. С тех пор озеро назвали Илиг Кюль, что значит «Пятьдесят озер». Старики говорили, что этих девиц хозяин воды  (суг ээзи) себе в жертву взял. После того, как получил этот подарок,  хозяин воды больше ничего не требовал и не брал. С тех пор в этом озере никто не тонул и не исчезал.
   «Мифы и легенды хакасов». – Хакасское книжное изд-во, 1995.

                 СКАЗКА «О  БЕЛОМ  ИЮСЕ  И   ЧЕРНОМ   ИЮСЕ»
  Давным-давно там, где сливались Белый и Черный Июс, сто восьмидесятилетний глава кызыльского  народа по имени Хызылах вместе со стариком Хурулдаем стояли на горе и смотрели вниз.
- Ну, старик Хурулдай, как назвать эти реки?
Хурулдай в ответ:
- Давай зачерпнем из той  и другой реки воды и вскипятим отдельно в двух котлах. Тогда и назовем.
  Они развели костер и поставили на него два котла с водой, взятой из каждой реки. Когда вода в них начала закипать, они увидели, что в первом котле белая накипь появилась, а в другом – черная накипь выступила. Хурулдай говорит:
- Ну вот, Хызылах, видишь, в первом котле белый жир (юс), а в другом – жир черный. Так пусть эти реки называются так: одна – Белый Июс, другая – Черный Июс.
  Тогда Хызылых диву давался мудрости старика:
  - Да, Хурулдай, ты и впрямь мудрый человек.
  С тех пор эти реки стали называться Белый Июс и Черный Июс.

  «Мифы и легенды хакасов». – Хакасское книжное изд-во, 1995.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
Меня зовут Надежда Владиславовна. Я – воспитатель. Каждый день детей связан с детским садом. Радостные и грустные, спокойные и печальные, мы всегда рядом с ними. Мы, воспитатели, вводим ребят в интересную и счастливую жизнь. Отправляемся вместе с ними на поиски чудес, угадываем, чего они хотят, что их тревожит и заботит. Помогаем научить их отличать хорошее от плохого, воспитать в них доброту, милосердие, трудолюбие, вырастить их достойными людьми. Быть воспитателем – искусство многогранное и сложное. В разных ситуациях воспитателю приходится выступать в разных ролях, он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и друг по игре, и близкий человек, который все поймет и выручит в трудную минуту